Лень с психоаналитической точки зрения

Уже столько известно и исследовано про бессознательное, а некоторые люди все равно еще пытаются использовать это понятие и воздействовать на столь порицаемую черту характера всеми двумя известными испокон веков методами — поощрением или наказанием.Лень с психоаналитической точки зрения

Попробуем по-научному. Я возьму абстрактный пример, возможно не вполне достоверный, но наглядный. Человек, возможно молодой, а может и не очень, никак не устроится на работу. Рисунок 1. Вот он уже полгода, допустим, сидит на этом месте.

А дальше пофантазируем о том, что может происходить у него внутри. Рисунок 2.

Ну прежде всего, 1 — сильное желание работать на хорошем месте, почему его не должно быть, ведь столько хороших мест, например, можно быть Биллом Гейтсом или мечтать о создании компьютерной игры, или руководить чем-нибудь крупным и очень прибыльным. У человека обычно есть фантазии о хорошем развитии событий, если нет депрессии, конечно. Пусть не прямая, но интенция, сила движения присутствует. Но она отклоняется — 2, потому что любая работа сильно проигрывает в привлекательности тем хотя бы, что надо соблюдать правила, а также исполнять некоторую деятельность. Но 3 — если на этой работе будут те, кто поймут и будут ценить, все имеющиеся навыки будут востребованы и вознаграждены, работа может стать просто райским местом. Но 4 — внутренний критик знает, что так много недочетов и ошибок можешь совершить только ты, и когда это раскроется, а ведь это сразу все увидят... и 5 — кто вообще когда считал, что ты на что-то способен, вспомни все высказывания отца (матери), как любое дело с ним превращалось в твое унижение... 6 — может ли вообще хоть кто-то и когда-то понять тебя... но 7 — мама вроде иногда хвалила, девушка поддерживает, у друзей вон как получилось... да и 8 жизненные силы все же дают о себе знать и 9 — свой заработок, возможность вести свою собственную жизнь, строить ее так как хочется самому, по своим правилам, это прекрасно и возможно. Хотя и 10 — сташновато отделяться, а вдруг не получится обеспечивать себя, может не получиться, может лучше лучше принимать то, что дают, тем более, что 11 — пассивность позволяет сохранить содержание родителей, хотя и с необходимостью периодически подвергаться унижению и насмешкам, но можно тренировать выдержку. К тому же 12 — я эмоционально улавливаю внутреннее довольство папы при этом, когда он имеет возможность утвердиться в собственном превосходстве, а может даже есть 13 — сильный страх разозлить отца (мать) своей состоятельностью, и 14 — негласный запрет семьи на отделение, ведь без ребенка родителям будет не о чем даже поговорить...

И еще, и еще, и еще... Трудно сказать, какой «вектор» вносит какой вклад, то есть какое бессознательное/в меру сознательное переживание влияет сильно, а какое — почти нет. Однако, столько сил находится в одном месте — это подобно взрыву, который приходится удерживать в себе. А снаружи — нет движения, «мертвая» точка. Может только сидеть и ничего не делать, или играть, или загружать себя чем-то, что помогает удерживать все эти переживания в более-менее равновесном состоянии и внутри себя, избегая прорыва всех этих чувств наружу.

Что поможет? Доступ, прежде всего, доступ к тому внутреннему пространству, где как раз все и разворачивается. Это шанс сделать переживания более сознательными, то есть не теми, которые изнутри действуют на нас, а теми, на которые можем действовать мы. Не говоря уже об облегчении, ведь проговоренные, они теряют часть своей невыносимой действенности и страха. При включенном свете все выглядит другим.

Психоаналитическая психотерапия называется психодинамической, именно потому, что она именно так рассматривает все события — как динамичные системы. Обращение к этой терапии в случае трудностей сдвинуться с такой «мертвой» точки, понять, какое решения принять, сразу начинает менять это равновесие, хотя понадобится время для доступа к более глубоким и скрытым действующим переживаниям.

Но по принципу ее работы мы можем вывести некоторые полезные практические соображения для легких случаев:

  • про трудное надо говорить и думать, а не загонять вовнутрь;
  • страх теряет части своей силы, если высказан и действительно услышан;
  • говорить о внутреннем получается только в безопасной эмоционально обстановке;
  • если вы хотите поговорить с тем, кто находится в этой точке — вы должны быть честны с собой — вы не можете знать как ему лучше, ведь не вы в ней. Но чтобы эмоционально понять, представьте свою такую же ситуацию, из которой вы не можете выбраться, это поможет принять все чужие сомнения всерьез;
  • намеренные или ненамеренные намешки, унижение, желание уязвить, страясь «повлиять» — добавят к отрицательно направленным переживаниям;
  • морализаторство нежизнеспособно и противопоказано — ведь оно добавит стыда, а это тяжелое и затормаживающее чувство, или возовет гнев на вас;
  • если вас боятся, то вам ничего не расскажут;
  • вам выбирать, что вы можете добавить к положительно направленным переживаниям, независимо, себе или другому вы хотите помочь, но поддержка и понимание всегда служили хорошими способами.

Как часто мы сидим в таких точках и боимся к ним подступиться, даже иногда думаем, что за этим ничего нет, надо только «просто» заставить себя пойти в спортзал или «просто» разорвать/сблизить отношения. Это может касаться таких сложных и противоречивых решений, как сменить место работы, выйти замуж, расстаться, убраться, наконец, в комнате, продолжить учебу, и многое многое другое. Методичная и последовательная проработка внутренних содержаний неизбежно приведет к положительному изменению — или начнете двигаться и этот процесс начнет подкрепляться успехами, или выберете не двигаться, почему нет, может это лучшее, просто вы не верили в это.

Конечно, это внутренняя работа, и она не выглядит простой и таковой не является. Но мне она кажется ненасильственной, экологичной для внутреннего мира человека и развивающей.