Психоаналитическая психотерапия

     

Видов психотерапевтической помощи много. Психоаналитическая психотерапия — более доступная версия психоанализа — самого первого психотерапевтического метода, который, как известно глубок, а потому длителен и трудоемок. Она подходит для лечения основных психологических и большой части психических проблем. Основная база требующихся для этого знаний, метод и основные правила используются психоаналитические.

     А потому несколько слов о том, чем силен психоанализ, ведь он существует и интенсивно развивается с конца 19 века (1895 год — вышла книга Фрейда Исследование истерии). Сейчас есть несколько школ психоанализа, французская отличается от британской, ученики Кернберга работают по-другому нежели последователи Огдена, российские психоаналитики — полноправные партнеры в Международной психоаналитической ассоциации, совсем недавно в Москве был проведен Психоаналитический кинофестиваль, на котором наши известные режиссеры и наши центральные психоаналитики говорили о себе, творчестве и психоанализе... Пишу это, чтобы оживить представление о том, что психоанализ — не давно забытое прошлое и Фрейд, а Фрейд и современный метод, сотни аналитиков из разных стран делятся опытом, работают над тем, чтобы адаптировать работу, ища способы помогать с большим количеством тяжелых и не очень проблем, как то нарциссические и пограничные расстройства, перверсии, травмы, психозы и др.

     Постараюсь объяснить в статье, почему и как психоанализ и психоаналитическая психотерапия способны серьезно повышать качество жизни и хорошо помогают при «обычных» человеческих трудностях — разного рода тревоге, панических состояниях, депрессиях, проблемах в отношениях, переживаниях психического и психологического неблагополучия разных видов. И как жаль, что людям часто приходится пройти столь долгий путь через методы неработающие, а иногда и разочароваться в том, что помощь возможна, навсегда.

     Итак, ПА и ПА терапия работают через анализ бессознательного человека. Структурно бессознательное выглядит так: как у айсберга есть часть над водой, а часть — малодоступна глазу — под водой, так и у человека есть часть мыслей, чувств, желаний, воспоминаний, снов, фантазий и других психических явлений — сознательная, «над водой», то есть она доступна нашему осмыслению — когда хотим, тогда и думаем о новой машине или о чувствах к маме. Но это только видимая часть нашего внутреннего мира, а большая часть чувств, мыслей, фантазий и пр. существует в такой форме, что мы о них и не догадываемся, ну или только догадываемся. Мы, вернее наша психика — гораздо сложнее, или глубже, или шире, или ярче, или темнее, кому как удобнее про это думать. Она не отстает по сложности и тонкости от функционирования нашего физического организма, а может и превосходит, если учесть, что ее не видно в реальном времени, и можно догадываться о ней только косвенно — по нашим эмоциям, чувствам, выборам, поступкам, отношениям, словам и всему, что может быть выражено словами, и не словами. Также о ней «научно обоснованно догадываться», или «слушать бессознательное», обучаются психоаналитики и психоаналитические психотерапевты в ходе своего длительного и кропотливого тренинга.

     То, что наша внутренняя жизнь бессознательна, приводит к ее недоступности нам в сложных ситуациях, наши попытки «запретить себе тревожиться» или «заставить делать так, как надо» или «чувствовать, как мы должны» — могут не срабатывать, а значит вероятно в этих случаях мы сознательно пытаемся регулировать то, что не всегда «умеет» так регулироваться, а живет по своим бессознательным законам, к которым нужны свои пути. Типичные прорывы бессознательного происходят, когда мы не можем контролировать какие-то свои мысли или чувства или поведение, и тогда это становится симптомом, с которым приходится искать помощи, потому что не удается справиться. Как например, панические атаки, когда мы идем к врачу, хотя это обычное проявление нашей психической, а не физической жизни. Потому что бессознательное может использовать наше тело, выражая через него свое внутреннее содержание. О сигнализирующей функции тревоги нужно написать статью, она часто служит сигналом неблагополучия во внутреннем мире переживаний как температура. Поэтому способ ее «сбить» не посмотрев, отчего она возникла, приводит к повторениям или просто она не проходит.

     Как быть? Продолжать не слышать или послушать? Когда «болит», то кажется, что если мы сами не слышим, то никто не сможет, но это как раз не так. Фрейд в 1895 впервые послушал вслед за Брейером пациентку с большим количеством сложных симптомов, и потом описал, как специальное слушание и понимание приводило к тому, что ее болезненные симптомы естественным образом проходили. И эта работа не канула в лету, а дала начало психотерапии вообще — как способу «лечения разговором», пациентка так его называла, способу помощи людям с их внутренними проблемами. И с тех пор в рамках ПА и ПА терапии ведутся систематические исследования принципов работы нашего бессознательного, проявлений нашей субъективности.

     ПА слушание действительно очень специально и необычно, оно не похоже на наши обычные социальные взаимодействия, потому что это попытка установить контакт сознательной части с бессознательной. Это не похоже на оценивающий разговор с коллегой или поддерживающий с другом, скорее разговор с попутчиком, он же проводник. Это помогает слушать то, что болит или не работает, и понимать отчего. Понимание делает это более сознательным, а значит доступным.

     Почему так сложно принести свои тревоги к специалисту? Мало у кого, к сожалению, есть опыт понимающего, сочувственного и полезного присутствия человека рядом. Немногие верят, что их тревоги кому-то нужны. Может поэтому мы часто и сами хотим их выкинуть, избавиться, словно они не нужны и нам. В этом смысле психоаналитический метод очень человечен — он строится на основе представлений о том, что зарождение психики младенца происходит в эмоциональном контакте с психикой Другого, и понимание его дает возможность психике стать устойчивой и ребенку, а потом взрослому, быть довольным. Или не даст. Поэтому возможность говорить о своих переживаниях и почувствовать себя действительно и правильно услышанным, а потому и самому услышать и принять и свою часть, работает сильнее, чем любые «быстрые» техники облегчения состояния. И является не техникой, а частью живого терапевтического общения, где может поселиться доверие, и естественной необходимой жизненной потребностью человека*. *Исхожу из того, что культивируемый эгоцентризм и ориентация на внешнюю успешность в современном обществе приводит ко все большим сложностям создания эмоционально комфортных и экологичных для человека связей.

     Но вернемся к бессознательному. Оно не логично той обычной понятной нам логикой причинно-следственного, оно может испытывать самые любые чувства не считая себя плохим или же, наоборот, считая, оно не имеет четко ограниченных временных рамок, а потому наше прошлое никогда не является только прошлым. Мир, где может жить творчество, а могут жить страхи.

     В сложном пересечении сознательного и бессознательного в нас психоаналитические исследователи выделяют в психике — систему Я или Эго, систему влечений или потребностей, систему совести, систему самоуважения, психосоматическое регулирование и др. И тогда для разных видов тревоги (или других симптомов) будет существовать свой внутренний источник, он может быть из-за конфликта противоречивых желаний, из-за угрозы Я вследствие разных причин, из-за угрозы самоуважению и т.п. Об этом написано много статей и книг, и возможность такой внутренней диагностики входит в обязательную часть образования ПА психотерапевта. Потому что такая внутренняя «диагностика» существует, в психоанализе клиента часто называют пациентом. Потому что «лечится» не просто единичная тревога или конфликт, а также определенное структурное неблагополучие, например, слабость Эго. Поэтому ПА психотерапия и дает стабильный и долговременный эффект.

     Также и отношения в нашей жизни, они строятся с опорой на тот опыт, который нам довелось пережить в детстве, и на последующие более взрослые попытки его переработать. Но ведь детские переживания в нас существуют больше в бессознательной форме. Из-за этого, даже при сильном сознательном желании быть в отношениях, что-то внутри нас может не пускать в них, или бояться, или, повторяя раннее взаимодействие, как-то разрушать отношения. А ведь мы не всегда знаем и не всегда верим в действенность таких наших внутренних детских переживаний, поэтому, когда они срабатывают без нашего сознательного ведома, для нас может выглядеть словно это обстоятельства не складываются или люди не подходят.

     ПА психотерапия будет работать над разрешением тех целей, которые принес человек в качестве своего запроса, даже если он не всегда сформулирован полностью или совсем сознательно. Но кроме этого, когда речь заходит об улучшениях, ПА психотерапия дает более обширный эффект. Я буду цитировать и сошлюсь здесь на перечень улучшений, выделенных признанным классиком современной психотерапии и психоанализа, доктора философии Нэнси Мак-Вильямс в ее книге «Формулирование психоаналитического случая», М: «Класс», 2015 г.

        Ослабление симптома. «Как только терапевтические отношения становятся стабильными, «предъявляемая пациентом проблема» или его «основная жалоба», с которой к моменту прихода к специалисту он уже обычно не справляется с помощью основанного на здравом смысле самолечения, уменьшается или ее острота снижается. Люди стремятся оставаться в психоаналитической терапии, если есть возможность, не потому, что они не получают помощи, а наоборот. Психоаналитически-ориентированная терапия, как правило, длится дольше, чем проводимая в рамках других теоретических подходов, из-за того, что клиент и терапевт ориентированы на цели, относящиеся к общему психическому здоровью и выходящие за пределы быстрого устранения определенных нарушений.» Например, «обычно люди приходят на психоаналитическую терапию, чтобы понять установки и чувства, которые лежат в основе их предрасположенности к определенным симптомам. Можно прекратить чье-то саморазрушительное поведение, но потребуется значительное количество времени и усилий, чтобы привести этого человека к состоянию, в котором он больше не будет предрасположен или склонен к этому. Мужчина, навязчиво изменяющий своей партнерше, хочет не просто прекратить эти связи, но и избавиться от постоянной озабоченности фантизиями о них. Женщина, страдающая расстройствами пищевого поведения, стремится не только перестать вызывать у себя рвоту, но и достичь такого уровня, на котором еда станет для нее просто едой, а не хранителем отчаянного искушения и непринятия себя.»

            Личная инициатива. Н. Мак-Вильямс говорит «о существующей с древних времен вере, что познание истины делает человека свободным. Внутреннее сознание свободы — вероятно, одна из важнейших сторон психики для любого человека. Большинство клиентов приходят на терапию из-за того, что их внутреннему сознанию личной инициативы что-то угрожает. Они находятся во власти депрессии, тревоги, диссоциации, навязчивых мыслей и действий, страхов, паранойи и потеряли ощущение, что управляют собственной жизнью, или поняли, что никогда не были ответственны за свою жизнь, и смогут этого достичь, если обратятся за помощью.»

         Идентичность. «Людям необходимо чувствовать себя понятыми, услышанными, принятыми, а также знать, что их субъективные ощущения признаются другими. В отсутствии надежных, предопределенных и предлагаемых культурой пожизненных ролей человек в значительной степени должен формировать понимание того, кто он, опираясь на свою внутреннюю целостность и аутентичность, на способность жить в соответствии с собственными ценностями и признавать свои чувства, установки и мотивы. В наше время выстраивать свою идентичность исключительно на связях вне собственного Я — опасная практика, что могут подтвердить как те, кто лишился работы в компании, которая определяла их жизнь, так и те, кто недавно развелся с супругом, придававшим смысл их жизнь. В отсутствие достаточно поддерживающей среды люди часто нуждаются в том, чтобы терапевт помог им в понимании того, кто они, во что верят, что чувствуют и чего хотят. Стремление сформировать сильное и прочное чувство самости может быть главной заботой человека в терапии или быть не столь заметным на фоне других задач и проблем.»

             Самоуважение. «Даже у самых уверенных в себе людей самоуважение может быть довольно хрупким; каждому, к примеру, знакома ситуация, когда настроение внезапно портится из-за неожиданной критики. И даже обычный уровень относительно надежного самоуважения бывает создать гораздо труднее, чем того хотелось бы терапевту.»

        Осознание и управление чувствами. «Эмоциональная зрелость» — означает способность пациента понимать свои переживания, осознавать, почему он чувствует именно так, а также обладать внутренней свободой управлять ими на пользу себе и другим.»

       Сила Эго и связность самости. К силе Эго относят способности человека реалистично и адаптивно справляться с жизненными ситуациями и «не разваливаться», несмотря на неблагоприятные обстоятельства.

          Любовь, работа и зрелая зависимость. Аналитики довольно подробно обсуждают любовь в своих работах, поскольку это то, ради чего люди приходят на психотерапию. «Множество взрослых, приходя в терапию, чувствуют себя подобно детям, пойманным в ловушку деструктивных отношений, и решают на этом основании, что их потребность в других несет на себе определенную угрозу. В идеальном случае в процессе терапии они понимают, что проблема лежит не в плоскости их базовых потребностей [в привязанности, заботе, зависимости], а в том, как они с ними обходятся». «Способность работать, раскрытие своего творческого потенциала и отказ от беспомощных стенаний в пользу решения проблем — еще один результат эффективной терапии.»

               Удовольствие и спокойствие.